ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ (karpets) wrote,
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ
karpets

Categories:

Ален де Бенуа

ПЕРЕПОСТ :
Практически на смерть Гайдара
в "Завтра" вышла моя рецензия на книгу Алена де Бенуа "Против либерализма". Какое удачное совпадение! Ведь и вправду либерализм становится все более и более мертвым...
 
Либерализм — это политический вирус. И ему необходимо найти эффективное лекарство. http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/839/73.html
Поскольку статью немного сократили, заодно выкладываю изначальный авторский вариант, в котором, как мне кажется, больше антилиберальной романтики;) РЕВОЛЮЦИЯ ПРОТИВ СМЕРТИ Ален де Бенуа. Против либерализма: (к Четвертой политической теории); пер. с фр.; предисл. А. Дугина. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. – 476 с. Либерализм как политическая теория, полностью дискредитировавшая себя в девяностые годы, сейчас вновь входит в моду. Что ж, человеческая память – память девичья, весьма ограниченная и чрезвычайно избирательная. Как пелось в одной советской песне: «Всё, что было не со мной, - помню»… Сегодня определенные силы, вооружённые средствами массовой информации, Интернетом и другими орудиями общественных коммуникаций, усиленно создают очередной миф о «благодатных и свободных» девяностых. Эпоха погромного либерализма, когда в Москве по парламенту палили танки, в Чечне шла кровопролитная война, на каждом углу «братва» стреляла друг в друга, когда само слово «русский» на телевидении, радио и в печати считалось «неполиткорректным», полным ходом шла мошенническая приватизация, а народ вымирал со скоростью света, - вот эта эпоха нашими современными российскими либералами преподносится теперь как эталон демократии и гражданских свобод. А мертвый Ельцин представляется в образе наигуманнейшего и просвещенного правителя, народного царя-освободителя. Появились даже «национал-либералы» - экзотический коктейль из правых радикалов и вечных поэтствующих диссидентов, - эти ребятки восхищаются предателем Власовым и клеймят «кровавый кремлёвский режим» за несоответствие нацистским «канонам». Возвращение либерализма в Россию – не курьёз, но тревожная тенденция. Конечно, абсолютное большинство населения нашей страны с полнейшим равнодушием относится к политическому дискурсу. И это ещё более осложняет ситуацию, поскольку этот ожесточенный спор, в конечном итоге, затрагивает лишь наиболее активную часть граждан и саму власть. То есть идеологический конфликт, с одной стороны, максимально локализуется, но, с другой стороны, концентрируется до опасных величин. Страсти постепенно накаляются. Социальный котёл не сможет выпустить пар, котельная рванёт, но об этом телезрители узнают из вечерних выпусков новостей. И будет, конечно же, слишком поздно для нормальной реакции развитого гражданского общества – новые приватизаторы успеют засучить рукава, радостно наследуя заплечных дел мастерам прошлого… Предельно сжатое ядро социальной ненависти, образующееся в ходе этого процесса, может в итоге явиться детонатором очередной крупномасштабной национальной деструкции. А опыт «свободных радикалов» ельцинско-гайдаровского разлива – дурной пример. И он, как выясняется, продолжает быть заразительным. Да, либерализм – это политический вирус. И ему необходимо найти эффективное лекарство. В качестве одного из таких препаратов можно рассматривать новую книгу, вышедшую в издательстве «Амфора» - «Против либерализма». Её автор, французский философ, один из основателей и идеологов движения «новых правых» Ален де Бенуа хорошо известен отечественному читателю. Как говорится, знаком тем, кто в теме. И тексты, собранные под обложкой издания также не явятся внезапным откровением для людей, интересующихся вопросами политики. Мы всё это смогли прочувствовать на интуитивном уровне, а зачастую – и на собственной шкуре. И наша экзистенция станет отличным подспорьем практике необходимого гражданского сопротивления. В этом и кроется главная ценность книги – она подкрепляет наши аргументы и вооружает бойцов антилиберального фронта новыми фактами, которыми надо орудовать наподобие автомата Калашникова. Многое из опубликованного уже выходило на страницах различных журналов, в том числе – «Элементов» Александра Дугина, чьё предисловие к книге Бенуа является своего рода инструкцией по применению сильнодействующих антилиберальных средств. А данная книга – как раз из их числа. «Либерализм – это главный враг… Я бы хотел напомнить, что в стратегическом плане главный враг – это не всегда тот, кого мы более всего ненавидим. Это просто враг, который наиболее могуществен. Либерализм является антропологической системой даже в большей степени, чем социально-экономической. То есть он предлагает определенное видение человека. Каково это видение? Оно заключается в том, что человек рассматривается как отдельный атом. Либерализм анализирует общество исходя из индивидуума… Можно сказать, что либеральное представление о человеке, либеральная концепция человека – это его представление как не-социального существа», - пишет Ален де Бенуа. Говоря о методике противодействия либерализму, «Четвертой политической теории», автор подчеркивает экономическую, финансовую доминанту современного миропорядка: «Мы живём в экономическую эру. Либерализм является доктриной, которая в конкретной жизни нейтрализует политическую волю. Жители больше не являются гражданами, они являются потребителями. И сфера, в которой проистекает политическая деятельность, заменяется сферой средств массовой информации, в которой царствуют развлечения». Мы с Вами видим это каждый день, когда политики вынуждены постоянно повышать свой медийный рейтинг, «светясь» в прайм-таймовых выпусках новостей и модных ток-шоу. В противном случае их, фактически, нет. Но на ТВ слова искажаются до неузнаваемости – в угоду корпоративной политике. Именно виртуальный, телевизионный успех сегодня определяет реальное влияние публичных политиков. А непубличные, как всегда, манипулируют своими «големами» за сценой. «Политика, с либеральной точки зрения, воспринимается как потенциально опасная, так как она создаёт возможность для осуществления власти, имеющей «иррациональную» природу, - считает философ. - Поэтому она сводится к гарантированию прав и управлению обществом в оптике технической экспертизы и менеджмента. Таков фантазм «транспарентного общества», общества, совпадающего с самим собой вне всякой символической соотнесенности и конкретной хаотичности. В социуме, живущем по рыночным законам и основанном на постулате о самодостаточности гражданского общества, государство обречено на исчезновение, так же как в утопиях о бесклассовом обществе Маркса. Логика рыночного общества… сопряжена с всеобщей уравниловкой». Оперируя большим количеством фактического материала, де Бенуа опровергает постулат либералов об устройстве их социума на принципах свободной конкуренции, которая на деле элементарно исключается посредством участия в игре крупных монополистов, для которых либеральная демократия – лишь узаконенная форма современного рабства. Какая же идея способна адекватно противостоять либерализму? Мы знаем, что все прошлые попытки потерпели жестокое поражение. Более того, зачастую либералы и сами воспринимают себя как «свидетелей конца» - «конца истории». Что же может придти на смену задрапированному рабству капитализма? Один из вариантов ответа – социализм. Ален де Бенуа в главе «Второй лик социализма» подробно анализирует это явление, выходя далеко за рамки привычного для русского человека марксизма и советского опыта. По его мнению, «сегодня история ясно показывает, что если социализм как учение имеет какое-то будущее – а социальная база для этого всё ещё наличествует, поскольку капиталистический мир не способен сам по себе снять глубиннейшие противоречия, заложенные в нём, не способен дать адекватного ответа на вызов «социальной несправедливости», нищеты, эксплуатации и т.д., - то это будущее лежит в сфере национального социализма, предлагающего реалистичную и радикальную альтернативу «торгашеской логике» торжествующего, но исторически обреченного буржуа». Важнейшим субъектом европейского геополитического пространства Ален де Бенуа называет Россию. По его мнению, наша страна всегда была жертвой стереотипов: «От маркиза де Кюстина до Карла Маркса, от Гегеля до Энгельса, антирусский расизм которого заслуживает отдельного упоминания, вплоть до Адольфа Гитлера, европейские критики России называли её не иначе как «варварской страной» и «тюрьмой народов». В то же время они призывали ограничить российскую мощь». Но ясно видя на небосклоне человечества сияющую звезду России, французский философ обращается к европейцам с призывом: «Европа должна решительно выйти из западного мира и повернуться лицом к Востоку. Упадок России будет означать и её собственный упадок». Это – позиция органичной глобализации, оборонительного единства народов. Ведь один в либеральном поле – не воин! Альтернативой нынешнему положению государств-наций, «объединенных» экономическими кандалами, Ален де Бенуа называет идею Империи: «Европа не может быть создана иначе чем по федеративной модели, основанной на единой идее, едином проекте, едином принципе, то есть в конечном счете по имперской модели». При этом он противопоставляет парламентскую демократию (демократию представительскую) демократии соучастия – истинному народовластию. «Она уже не будет сводиться к простой оппозиции «гражданского общества» по отношению к сфере публичной власти… Напротив, речь идет о том, чтобы индивидуумы ощутили себя как граждане, а не как субъекты частной сферы настолько, насколько возможно раскрытие и приумножение новых публичных пространств инициативы и ответственности». Отсюда – неизбежный переход от абстрактных «прав человека» к вполне конкретным и объективным правам народов. Либерал прячет свой звериный оскал. За учтивой улыбкой, за лукавым взглядом, за светскими манерами, за медовыми речами о свободе и демократии. Но внимательный собеседник непременно почует запах тлена. И заметит в зрачках либерала бездонную пустоту, кромешную тьму. Узрит в них Ничто… Либерализм – это духовная смерть. Она угрожает как целым нациям, превращаемым либералами в статистически-нейтральный электорат, так и отдельным людям, лишаемым этнической и культурной идентичности. Вы, уважаемый читатель, хотите отныне ходить в маске толерантного бэтмена? Вы согласны стать лишь цифрой в многостраничной ведомости сомнамбулы-чиновника? Вы готовы прервать свой род по причинам социально-экономических обстоятельств? Нет?! Тогда – всё в наших руках. Каждый день, каждую минуту, посвященные пускай даже «кухонному» противостоянию либерализму, можно засчитывать. Каждое такое действие идет в общую копилку, на благо общего дела – восстания против либерализма. Революции против смерти.

Фёдор Бирюков


http://f-biryukov.livejournal.com/117580.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments