ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ (karpets) wrote,
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ
karpets

Categories:

Ален де Бенуа. Идея Империи. Часть II



В эпоху апогея Империи Рим вначале создал идею, принцип, позволяющий собрать вместе разные народы без их религиозного обращения и уничтожения самобытности. Принцип imperium, проявившийся даже еще и в республиканском Риме, отражал волю к осуществлению на земле порядка и космической гармонии, вечно находящихся под угрозой.  Римская империя не объявляла себя божеством ревнующим. Следовательно, она признавала иных божеств, ведомых и неведомых, – и это распространялось также на политический порядок. Империя признает чужие культы и правовые коды. Всякий народ волен устраивать свое местожительство в соответствии с традиционной концепцией права. Римское jus распространялось только на отношения индивидов, принадлежавших к разным народам или на отношеня городов. Можно  было быть римским гражданином (civis romanus sum), не теряя национальности.
<>
Будучи универсальной  в своем принципе и призвании, Империя тем не менее не является универсалистской в нынешнем значении этого слова. Ее универсальность не означает распространения на всю Землю.  Расширение ее пределов относится скорее к справедливо видимому устроению, к внутреннему пространству данной цивилизации, к федеративному объединению народов на основе конкретного политического устройства, вне всякой перспективы поглощения или уравнивания кого-либо. Так или иначе с этой точки зрения Империя отличается от гипотетического Всемирного государства или от идеи о том, что существуют универсально приемлемые всегда и везде политико-юридические принципы.

Универсализм, прямо связанный с индивидуализмом,  скорее, растет из того же индивидуалистического корня Государства-нации как основы современного политического универсализма.  На самом деле исторический опыт показывает, что национализм очень часто принимает форму  раздутого до вселенских измерений этноцентризма. Лучше всего напомнить, что французская нация  изображается как  «самая универсальная из всех наций», и такая универсальность проистекает из изначальной национальной модели, предполагающей распространение по всему миру лежащих в ее основе принципов. В эпоху, когда Франция полагала себя «старшей дочерью Церкви», монах Гибер де Ножан в своей Gesta Dei per Francos изображал франков орудием Божиим. Начиная с 1792 года революционный империализм  выражался в  попытках распространения по всей Европе идеи нации. С тех пор всегда раздавалось достаточно голосов, тщившихся убедить всех в том, что французская идея нации подчинена «идее человечеств», и именно это делает ее , в частности, «толерантной». В такой претензии можно сомневаться, ибо она легко переворачиваема: если нация подчинена  человечеству, то и человечество подчинено нации. Как бы завершается это суждение так: кто против такого вывода, тот против человеческого рода.
<>
Сегодня много говорят о новом мировом порядке. Возможно, мировой порядок на самом деле необходим. Но по какому чертежу его строить? По чертежу планетарного потребителя, человека-машины, «ординантропа», или же глядя на горизонты организационного разнообразия живых народов?  Будет ли Земля сведена к однородности чрез приспособительные и обезличивающие способы, для которых  сегодня Форма-Капитал и империализм американского типа остаются единственным вектором, на самом деле, циничнейшим и высокомернейшим ?  Или все же люди обретут себя  в своих верованиях, традициях, способах жизни, в своих всегда в каждом случае единственных путях осмысления мира, путях всегда необходимого сопротивления? Безусловно, сегодня Европа заблокирована, и невозможно  различить даже начала пути  возможного обновления имперской идеи. Но эта идея существует. Она должна только (при)обрести форму. Юлиус Эвола писал: «Только идея образует отечество <…> Ни землячество, ни общий язык, ни даже кровь соединяющая или разделяющая, но соединенность или разделенность с одной, главной идеей» . В эпоху Столетней войны девиз Луи  д’Эстутвиля  был  примерно о том же: “Где честь, где верность. Только там отечество». Идея нации – о том, что только свое достойно. Идея  Империи  о том, что только достойное – свое.

См.
МАТЕРИАЛ ПОЛНОСТЬЮ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment