ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ (karpets) wrote,
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ
karpets

Моя колонка в "Завтра"

«Битва  за  историю»


ЧТО  ТАКОЕ  КОПНОЕ  ПРАВО ?




«Правовая  реформа» ,  точнее  «рецепция», начавшаяся  в конце  прошлого  века, конечно, была   навязна России  не  на  пустом  месте.  Отказ  от  «сродности»  «духа  законов» уходит  в многовековую  глубину  и  в  целом  совпадает  с  переходом к  эпохе модерна,  начавшейся в  России  несколько  позже,  чем  в  соседней  Европе.  Однако  и  в Европе   средиземноморские  (римско-июдейские)  безальтернативные  нормы  вот уже  много  веков как  вытеснили  древнеарийские  традиции  многообразия  и  много-О-бразия,  в  том  числе  и в  праве.  Исключение составляет  common law Британсвких  островов,  однако  это не  совсем Европа,  как,  впрочем,  и Россия

Современные  учебники  о  многих  ветвях  древнего  русского  права  не  говорят  ничего,  ограничиваясь  обрывочными  памятниками  княжескао-дружинного  или  церковного  законодательства.  И  оказывается,  например,  совершенно  непонятным  древний  принцип  «одиначества»  (единогласия),  лействовавший  в общегосударственном  пространстве -  от Советов всей земли (Земских  Соборов) и  Государева  верха (Боярской думы)  до  сельского  схода.  Как  всегда  при  сломах  и  смутах  древнее приходит  на  место  нового,  но  в  искаженном виде.  «Единогласие»  вновь  возникло  в  советское  время на  партсъездах, но умерло  вместе  с ними,  уступив  место  манипулируемой   демократии. И  оно  будет  возникать  не раз – дай  Бог,  чтобы  однажды  - подлинно и  навсегда.

Рассказывая  о настоящем  древнерусском  праве,  мы  надеемся    в  рамках  слагаюшейся  сегодня  теории  русского социал-монархизма   открыть  путь  к решению (М.Хайдегер)  о  сродности (Г.Сковорода) права,  путь  к  его  «аутентичномув экзистированию»

Когда  либерализм  в  полном  тупике,  а  «советское»,  при  все  большем  к  нему  народном  сочувствии,  выказывает  внутренние  противоречия,  приходит  пора  олбратиться  к  древним  непротиворечивым образцам,  среди которых  и  так называемое  «копное  право»  -  древнейшая  правовая  система  славян,  которая  не  противоречила  (каак  опрометчиво  начинают  заявлять  и  марксисты, и  «националисты-уменьшители»)  «правдам»  русов (князей)  и  русичей (дружин),  но  логически  их дополняла в  рамках  сословного  деления  ( не  этнического,  о  чем  надо  напоминать  все  время!).  Историческая  и  юридическая  науки  XIX в.  очевидным образом  «не  вмещали» копное  праао,  а  в советское  время  эта тема  была просто табуировна -  вопреки  реальности  единогласия,  часто мнимого,  на  всех  уровнях.


Исследованием копного права занимался в середине XIX века Николай Дмитриевич Иванишев , (1811—1874), ректор Киевского Университета им. Св. Владимира, автор книги «О древних сельских общинах юга России». 

«Копное»  можно переводить  как  «общее»  (  сходство с дрелеанглросаксонским  очевидно ).. Купа -  сгусток,  связка,  куст,  вообще  единомногое ,  греч.  en pollaКупала и  (сово)куп(ление)(ность).  Также  Кобь - волхвование, гадание (по птичьему полету), предсказание, колдовство Колпь -  птица  сирин,  колбяг =  знаток  тайных  наук. Аналогичная  связь  есть и в  европейских  языках  - от  лат.  - fascis; fascinulus; =  пучок,  связка, Fascinare -  чаровать,  околдовывать.  С  «противоположного  конца»  в  древнерусском  языке  скоп -  заговор.  По  мере  распространения  Христианства «магическое  измерение»  копного  права  исчезало  ( или  уходило  в  поддонье),  но  само  оно  сохранялось,  теряя,  однако, древнейшую  всеобъемлемость.  Сословное  право,  в  частности,  «Русские  правды»  -  уже  «вторая стадия».  Оно тоже  еще  традиционно:    отход  от традиции  происходит  только   после  «Указа о  вольности  дворянства»  1762 г.  Тогда  же  изучение  копных  начал и табуируется. Но  мы  помним:   «феодализм» в России.  поздний  и искусственный,  вопреки   Н П Павлову-Сильванскому (. «Феодализм в Древней Руси.» — СПб.:  1907_),  жестко  противопоставлявшему  с  самого  начало  общинное  (копное)  право  и  княжеско-дружинное.  Столь  же неорганичен  и  наследующий  феодализму  капитализм.

На  самом деле  копное  право шире  общинного : оно   охватывало  и  городскую, и  общепгосударственную  жизнь.  В  первом  случае  вече  ( собрание  для  споров  о  «вещи»)  в  городах  было  частным  сдучаем копы, во  втором  -  на  «копных  началах» строилось  единогдасное  принятие  решений  и  Земским Собором  и  Боярской  Думой. Вопрос  обсуждался  до  тех  пор,  пока  все  не приходили  к  одному  мнению.  Права  большинства  и   меньшинства  не признавались.  То  же  самое  присходило  и  много  ранее -  на  Совете  князя  со  дружиной  (как  «старше1»,  так и  «младшей»)  В  случае  непримиримых  расхождений участников  вопрос  решал  Князь, поже  Царь.  Этот  же  принцип сохранялся  в  кровно  родственной  (пусть  и  враждебной)  Польше  под  латинским  названием  liberum veto. Он  был  общеславянским.

Второе  главное   начало  - круговая  порука На скопище(собрании) вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих, так и пришельцев.В  целом  это сохранялось  вплоть до  реформ  П.А.Столыпина.

Наш  разговор  о  копном  праве  мы  продолжим.

http://zavtra.ru/content/view/bitva-za-istoriyu-/
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments