ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ (karpets) wrote,
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ
karpets

Category:

Моя колонка в "Завтра"

"Битва  за  историю"


КРЕПОСТЬ,  ЕДИНСТВО,   ТРУД


В начале декабря с.г. была распространена информация о том, что в Госдуме рассматривается вопрос о таких изменениях в Трудовом кодексе РФ, которые "обяжут россиян работать только по специальности". Речь идет о значительном расширении "профстандартов" и запрете работодателям принимать на работу лиц без соответствующего образования — для государственных учреждений с 2016 года, для всех остальных — с 2029 г. Намеки и слухи вызвали бурный всплеск негодования либеральных СМИ и "общественности", в основном "креативного класса". Естественно, Госдума не замедлила "опровергнуть" свои намерения, заявив, что дело касается лишь таких профессий, как врачи, учителя, летчики и т.д. Как всегда, нынешний "политический класс" действует в стиле знаменитой школы танцев: "две шаги налево, две шаги направо, шаг вперед и две назад".



Разумеется, в "бурлении волн" господствовал мотив "возвращения крепостного права", периодически всплывающий среди русофобских страшилок. Но о том, что такое, на самом деле, крепостное право в Русской истории, знать не желают. Самое характерно, что самые "черные описания" советских марксистских историков и их продолжателей как раньше работали, так и продолжают работать на русофобию (включающую в себя также и антисоветизм).

Крепостное право как таковое есть, вопреки марксистам и либералам, не атрибут феодализма, а признак его отсутствия. В ходе окончания "ордынской эпохи" в Московской Руси сложилось, по сути, "Государство общего дела" или "тягловое государство" (В.О.Ключевский), в котором "одни служили и воевали, а другие кормили тех, кто служил и воевал" (он же). Ключевский называл Русь "государством всеуравнивающего полновластия". Изначальное понятие — "крепость", она же "круговая порука", в которую входил и сам Царь. Безусловно, прикрепление человека к месту — к службе ли, к земле ли (но не к ея владельцу!) — действительно важнейшая составляющая Государства-крепости, но его люди — именно "государевы люди", а не "крещеная собственность" (как в конце XVIII в). Даже уход — крестьян, "в казаки", позднее у старообрядцев — становится новыми тяглом и службой — в освоении новых земель. Для всякого же, желающего "не служить", всегда открыты ворота иноческого  — то есть иного — пути

Сегодня же "государево тягло и служба" — это и есть жесткое прикрепление человека к профессии, к получению которой он готовился много лет — государством. И в условиях постоянной непрекращающейся военной угрозы России — как в Московскую эпоху, так и теперь — это строго необходимо и справедливо. Важно лишь, чтобы это не превращалось в "отчётную формальность", к чему всегда склонна бюрократия.



Даже не меры Петра Великого, но лишь Указ о вольности дворянства 1762 года превратил крепость в крепостничество, когда крестьянин оказался прикреплен лично к барину, получившему "право" не служить Царю, и даже служить иностранным правителям (точная аналогия с положением нынешней "элиты", отличающейся при этом от старого дворянства в худшую сторону). Этот указ, кстати, породил и тогдашний "креативный класс", как и сегодня бездельно глядящий на Запад. После 1762 года было лишь два пути — или вновь "закрепостить" дворян службе, или отпустить всех крестьян, открыв дорогу буржуазному развитию (на наш взгляд, первое в условиях "российского месторазвития" было предпочтительнее). Петербург держал паузу, но она оказалась слишком долгой.

Сегодня, тем более, что мы стоим на пороге самой опасной войны в мировой истории, речь действительно должна идти о всеобщем "закрепощении" — государстве жестких профессионалов, "государстве труда" (конечно, для гениев должны быть исключения — но именно для гениев, а не для "дилетантов широкого профиля"). Желающим же выйти из всеобщего тягла может быть предоставлена лишь одна свобода (кроме монастыря) — свобода уйти из тягла, получив землю в пожизненное и наследственное пользование — без права продажи — для возделывания. Здесь есть и теоретические наработки, например, А.В.Чаянова, и современный практический опыт, того же Г.Л.Стерлигова.





В городах же — пока без них невозможно — "прикрепление к профессии" — единственный верный путь. Он же, кстати, будет способствовать оформлению и развитию устойчивых новых (часто непривилегированных) сословий, имеющих постоянные интересы и представительство — вместо отжившего партийно-идеологического — в высших представительных органах. Здесь уместно приглядеться и к зарубежному историческому опыту, например, к Хартии труда Испании 1938 года. Не "свобода, равенство, братство", а "крепость, единство, труд" — вот девиз Русского будущего в социально-трудовой области


http://zavtra.ru/content/view/bitva-za-istoriyu-116/
Subscribe

  • Поэма

    ТОРЖЕСТВО ДИАЛЕКТИКИ ( ПОЭМА) окончание + + + Быленкова печатали все меньше Почета знак ? И с этим был обвал. Но почему ? ведь Арвид Яныч…

  • Поэма

    ТОРЖЕСТВО ДИАЛЕКТИКИ ПОЭМА Спросите хоть у старого эвенка, Хоть у младой китаянки Ван-Ван, Кем ьыл Владлен Васильнвч Быленков –…

  • СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНIЕ

    ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ ИЗЪ МЕРТВЫХЪ, СМЕРТI Ю НА СМЕРТЬ НАСТУПИ, И ГРОБНЫМЪ ЖИВОТЪ ДАРОВА

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Поэма

    ТОРЖЕСТВО ДИАЛЕКТИКИ ( ПОЭМА) окончание + + + Быленкова печатали все меньше Почета знак ? И с этим был обвал. Но почему ? ведь Арвид Яныч…

  • Поэма

    ТОРЖЕСТВО ДИАЛЕКТИКИ ПОЭМА Спросите хоть у старого эвенка, Хоть у младой китаянки Ван-Ван, Кем ьыл Владлен Васильнвч Быленков –…

  • СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНIЕ

    ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ ИЗЪ МЕРТВЫХЪ, СМЕРТI Ю НА СМЕРТЬ НАСТУПИ, И ГРОБНЫМЪ ЖИВОТЪ ДАРОВА