ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ (karpets) wrote,
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ
karpets

Моя колонка в "Завтра"

"Битва  за  историю"


ДАЖДЬБОГ -  ИСУС  ХРИСТОС  ?

( ч. I  )


Автору этих строк уже приходилось писать об иконе "Неопалимая Купина" (предположительно начала XVII века, обнаруженной на севере Вологодчины в селе Алатырь в старообрядческом Неопалимовском скиту (http://zavtra.ru/content/view/bitva-za-istoriyu-37/), содержащей на обратной стороне руническое имя "Радегаст". В двадцатые годы над иконой, о которой вскоре скончавшийся тамошний священник отец Герман сказал тогда, что в ней "Вся Правда Мира" и Сила Сил (http://dr-slabinsky.livejournal.com/321461.html#comments), много глумились, а потом осквернили и спрятали. В 2008 году икона мироточила.




"Этому есть лишь одно объяснение, еще в начале XVII века на Русском Севере знали, что Исус Христос — есть Радегаст-Дажьбог", — пишет петербургский психолог В.Ю. Слабинский (там же).

Не будем столь категоричны, но обратимся к исследованиям. М.Л. Серяков в книге "Дажьбог — прародитель славян" (М., 2012 ) показывает, что Дажьбога ( Солнце) наши предки мыслили именно как Сына Божия и Солнечного Царя — "Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бе бо мужъ силенъ", согласно Ипатьевской летописи с опорой на перевод Хроники Иоанна Малалы. То есть и божественное лицо, и "муж".

При этом Даждьбог-Солнце еще и сокровенное сердце: "во лбу светел месяц, против сердца красно солнце". М.Л. Серяков указывает: "О глубокой древности связи солнца и сердца говорят и филологические данные <…> Праславянское sъlnce — уменьш. образование от sъln… Образование аналогично сердце" (ссылка на "Этимологический словарь" М.Фасмера ). Совершенно справедливы и указания Серякова на древнее поклонение солнцу как Троице, начиная со знаменитого "плача Ярославны" — "Светлое и тресветлое солнце… ! Зачем, владыко… ?" и проч., а также на именование митрополитом Илларионом "света Трисолнечного Божества". Сам он утверждает, что Илларион "просто приложил к этому христианскому образу распространенное на Руси представление о троичности солнца". Но не все ли проще?





"Контаминация христианских и языческих представлений о солнце восходит к глубокой древности. — говорит совершенно иной исследователь, христианин и воспитанник "Тартуской школы" Б.А.Успенский в книге "Крест и круг. Из истории христианской символики" М., 2006) — Если христиане в свое время ассоциировали Рождество Христово с рождением "нового солнца" — об этом свидетельствуют Максим Туринский (нач. V в.) и Лев Великий († 461), — то язычники могли именовать солнце "праведным" (справедливым), что отвечает восприятию Христа как "Солнца Правды" ("Солнца праведного"). Необязательно усматривать здесь взаимное влияние: общие способы выражения могут, вообще говоря, независимо определяться сходными представлениями".

Успенский приводит очень важные примеры: "Во второй половине XVII в. диакон Федор Иванов свидетельствует о том, что многие поселяне, а также попы и диаконы, "живучи по селам своим, покланяются солнцу, где с ними не лучится образа, иконы Христовы и креста его" (Челобитная царю Алексею Михайловичу, 1666г.); итак, солнце явно соотносится как с иконой Христа, так и с крестом, т. е. символическим изображением Христа. До нас дошло дело о старообрядце Василии Желтовском (1680-е гг.), который не ходил в никонианскую (новообрядческую) церковь, говоря: "Бог наш на небеси, а на земле Бога нет", и "крестился, смотря на солнце". Естественно, что у старообрядцев, лишенных возможности ходить в церковь, соответствующие представления — идущие из глубокой древности — оказываются особенно актуальными. В каких-то случаях поведение такого рода могло поддерживаться каноническими текстами. Так, например, юродивый Иван Большой Колпак, живший при царе Федоре Ивановиче, любил подолгу смотреть на солнце, размышляя о "Праведном Солнце", т. е. о Христе".

Напомним, что речь идет о тропаре Рожества Христова: "Рожество Твое, Христе Боже нашъ, восiя мирови светъ разумный, внемъ бо иже звездамъ служащiи, звездою поучахуся, Тебе кланятися Солнцу праведному, и Тебе ведети свыше Востокъ, Господи, Слава Тебе".

"Солнце праведное" и "Восток" — имена Божии. Святой Дионисий Ареопагит ("О Божественных именах") указывал: “воспевают Его и как Безымянного, и как сообразного всякому имени. Он безымянен, говорят, потому что Богоначалие сказало в одном символическом богоявлении из разряда таинственных видений, упрекая спросившего "Каково имя Твое?" и как бы отводя его от всякого знания Божьего имени: "Почему ты спрашиваешь имя Мое? Оно чудесно" (Быт. 32, 29) <…> в то же время те же самые богомудры воспевают Причину всего, заимствуя имена из всего причиненного Ею <…> Ее называют солнцем, .звездой, "огнем", "водой", "духом", росой, облаком, самоцветом, камнем, всем сущим и ничем из сущего".




Имя "Даждьбог" как ни одно иное соответствует смыслу и словам молитвы Господней — "Отче наш": "Хлеб наш насущный даждь нам днесь". Дажьбог — Дабь, Радегаст, Радигош, Сварожич — это разные вариации имени. Имя "Радегаст" также легко соотностися с Исусом — оно легко читается как "Благовестник".

Символом Даждьбога был крест. Но об этом — далее.

Продолжение следует

http://zavtra.ru/content/view/bitva-za-istoriyu-109/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments