ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ (karpets) wrote,
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ
karpets

Categories:

Моя колонка в "Завтра"

"Битва за историю"


ЧЕТВЕРТЫЙ  -  И  ПОСЛЕДНИЙ  -  ПУТЬ


Книга профессора А.Г.Дугина "Четвертый путь" (М, "Академический проект", 2014) подводит итоги и одновременно открывает новые пути в области "Четвертой политической теории" (4ПТ). Книга состоит из ряда статей, организованных в единое исследование, и материалов семинаров Центра консервативных исследований (ЦКИ) при социологическом факультете МГУ. Особенно интересны т.н. "Рабочие тетради".




Напомним, что понятие 4ПТ было выдвинуто Дугиным и Аленом де Бенуа в виду полной исчерпанности политических идей эпохи Модерна — либерализма, коммунизма и фашизма (нацизма), основанных на категориях линейного времени, прогресса, являющихся проявлением "западного логоса" даже и до Рожества Христова и имманентно присутствующего уже у Платона, Сократа и даже Гераклита. Согласно Мартину Хайдеггеру, речь идет о "забвении Бытия" (Seyn), подмене его "бытием"(Sein) как "высшим сущим"  и — неизбежно — сущим как таковым (Seinde). В отличии от Sein и тем более Seinde, Seyn есть Бытие и(ли) Ничто, "бытие-к-смерти".Отсюда именно смерть (а значит, эсхатология) есть главная тема 4ПТ — и "четвертой политической практики".

Главное следствие "забвения Бытия" в политике — либерализм, основной субъект коего — индивид(уум). Вторая политическая теория с "классоцентризмом" и третья, ставящая во главу угла нацию (тоже порождение либерально-буржуазных революций XVII –XVIII вв) или государство были лишь неудачными попытками преодоления либерализма. Их "вторичность", "зависимость" и привела к их краху. Сегодня либерализм торжествует, при этом уничтожая в Постмодерне самое себя. Самоуничтожение либерализма началось с его отказа от различий этнических и религиозных, затем — от различий пола и неизбежно закончится уже отказом от человеческого как такового.



Консерватизм сегодня может иметь положительное значение, однако, как пишет Дугин, "прошлое ценно не само по себе, но только тем, что в нём есть нечто постоянное. Тем же ценны настоящее и будущее". Если мы воспринимаем прошлое как былое, а будущее именно как будущее (vs “грядущее"), то мы обнаруживаем в них Бытие. Поэтому время вторично по отношению к Бытию (а не наоборот, к чему ведет "логос Запада"). 4ПТ не может быть просто "консерватизмом возвращения". Речь может идти только о "аутентичном экзистировании" Политического.

Ни один из трех политических субъектов Модерна, равно как и их механические комбинации, субъектом 4ПТ быть не может. Но, поскольку в основе Модерна лежит всё же либерализм, то преодолению подлежит, прежде всего, миф об индивидууме. Он может быть преодолен не коллективизмом (как в коммунизме или фашизме), а лишь обращением к "трансцендентному человеку". Дугин называет это "ангелополитикой".








Если говорить о Западе, то, вслед за Хайдеггером, Дугин констатирует начало необратимого отчуждения от Бытия эпохой Сократа и Платона, отождествивших "идею Блага" с Сущим (и Бытием). Отсюда и сам пафос идеологий (чего нет, например, в Индии или шаманских культурах). Но, в отличие от Хайдеггера, Дугин все же видит — прежде всего из-за места наследия платонизма в Восточном Христианстве — потенциал для 4ПТ в платоновском "Пармениде" и, особенно, у неоплатоников — Плотина с его апофатическим "Единым" (Еn) и Прокла. Но здесь перед нами вопрос.



Что же есть субъект 4ПТ? Главное, по Дугину, как раз "уйти от дуализма субъекта и объекта". Он обращается к понятию Dasein ("Вот-Бытие), место пребывания Бытия в Сущем, "суждение о Бытии", "бытие-к смерти". Хайдеггер говорит в связи с этим о последнем "Событии" (Ereignis). Но Дугин идет дальше. Если "западный логос" не единствен, то и "дазайнов" (он сознательно пишет по-русски) — множество. Дугин, цитируя итальянского философа Г.Джулиано, говорящего об "Ангеле Евразии", приходит к выводу, что "русский Dasein" "оказался качественно отличным" от всего, описанного Хайдеггером". То же самое касается и "дазайнов" других народов. Значит, и Ereignis не обязательно "один". Проблема политики — "аутентичное экзистирование", "антропологический плюрализм". По сути это та же самая "сродность" Григория Сковороды — главная тема прежних "набросков" русской философии и ея настоящего будущего.



Дугин говорит: "Так можно провозгласить царственную Революцию пространства. Это значит, что Русское место (Россия) должно переключить режим экзистирования — из неаутентичного в аутентичное. Только это может дать возможность проявиться Царю. Задача не призвать Царя, не избрать его, не создать его и, тем более, не самому стать "царем", а дать Царю возможность быть, явиться, открыть себя… Это ему не нужно, это нужно нам — иметь Царя".



Но приходится добавить: горе системе, изгоняющей таких мыслителей, как Дугин, из университетов, видимо, предназначенных ею к производству огромного "тела без органов".



http://zavtra.ru/content/view/bitva-za-istoriyu-96/


_____________________________________________________________________________________________________


ДО  ВСТРЕЧИ  НА  ЗЕМСКОМ  СОБОРЕ

Subscribe

  • Поэма

    ТОРЖЕСТВО ДИАЛЕКТИКИ ( ПОЭМА) окончание + + + Быленкова печатали все меньше Почета знак ? И с этим был обвал. Но почему ? ведь Арвид Яныч…

  • Поэма

    ТОРЖЕСТВО ДИАЛЕКТИКИ ПОЭМА Спросите хоть у старого эвенка, Хоть у младой китаянки Ван-Ван, Кем ьыл Владлен Васильнвч Быленков –…

  • СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНIЕ

    ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ ИЗЪ МЕРТВЫХЪ, СМЕРТI Ю НА СМЕРТЬ НАСТУПИ, И ГРОБНЫМЪ ЖИВОТЪ ДАРОВА

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments