ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ (karpets) wrote,
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ
karpets

Categories:

Моя колонка в "Завтра"

"Битва  за  историю"


"СТАРЧИК"  У  ИСТОЧНИКА




"Григорий Саввич Сковорода был первый самостоятельный философ из русских. Он был, кроме того, и типичным для русской философской мысли, — писал А.Ф.Лосев, и разъяснял. — Учение Сковороды о мире сильно напоминает мне учение Платона об идеях. Недаром Сковорода преклоняется перед античной философией и Платоном в частности. Как у Платона "идеи" есть не что иное, как мысли Божества, воплощающиеся здесь, на земле и создающие этим видимый мир, так и у Сковороды над материей носится "Вышний Дух", который создает ее и действует в ней". Поэтому "Сковорода является для русской философии тем же, чем была история Греции и Рима для западно-европейских государств: его система послужила как бы прототипом для систем последовавших за ним философов" (см. " Лосевские чтения". Р-н-Д, 2003, с. 3-8)

Вне зависимости от того, считать ли "русскую религиозную философию" начала ХХ века именно философией, а не ветвью нашей великой словесности, или, как считает проф. А.Г.Дугин, собственно русская философия еще только начинается. Так или иначе, все равно Сковорода (1722-1794) — кстати, предок Владимира Соловьева по материнской линии — первый в Новое время.



Причем он именно русский философ, а не "украинский" — тогда была Малороссия, где мыслитель родился, прожил большую часть жизни и отошел в жизнь иную. Сегодня его труды пытаются переводить на мову — он, как и все тогда, писал по-русски. Современный филолог В.М. Живов указывает: Сковорода находился на пути "сведения русского и церковнославянского воедино" (хотя писал также на греческом и латыни). В XIX в. его называли "русским националистом" (Багалей Д. И. Биографические материалы о Г. С. Сковороде // Сочинения Григория Саввича Сковороды. — Харьков, 1894. С. XXIV). К сожалению, утрачены (?) его произведения "Книжечка о любви до своих, нареченная Ольга Православная" и "Симфония о народе" . Кем, когда, почему ?

Общерусская основа созданного Сковородой очевиднее всего в его стихах.

Ведь печаль везде летает,

по земле и по воде,

Сей бес молний всех быстрее

может нас сыскать везде.

Державин — это Север русского XVIII века, Сковорода — его Юг.

Учившийся в Киево-Могилянской академии, живший некоторое время в Троице-Сергиевой лавре, певший в придворной капелле, близкий к иерархам, которые почти все были из малороссов, а потому не знавший дониконова богослужения (оно, несомненно, дало бы ответы на многие его будущие вопросы), Григорий Саввич избрал жизнь бродячего философа, "старчика", верного Православию, но не связанного с тогдашним казенным богословием. Такие еще были на Юге России. Как и на Севере — до Никона.



Его творения близки "александрийской школе": "Всех наук семена внутри человека скрываются, тут их источник спрятан, а кто видит его? Сей есть один родник неисчерпаемый<…>, безначальная причина, в которой и от которой все, а она сама от самой себя и всегда с собою есть и будет. Потому и вечна, и эта высочайшая причина всеобщим именем именуется Бог" ("Кольцо"). И далее: "Мне кажется, что и самая Библия есть Богом создана из священно-таинственных образов: небо, луна, солнце, звезды, вечер, утро, облако, дуга, рай, птицы, звери, человек и прочее". Для Сковороды, как и для Оригена, и для каппадокийцев, Библия — "Алфавит мира", а не история одного народа. Порой Сковорода идет и дальше, в область герметики: "змей есть, знай же, что он же и бог есть" ("Имя ему — потоп змеин"). Правда, "бог" здесь — с маленькой буквы. В этом — грань, отделяющая Сковороду, "любовника Священныя Библии", от "лжеименного знания"

Сковорода употребляет понятие "сродности". Оно касается не только человека, но и сословия, страны, государства: "Всякому городу нрав и права / Всяка имеет свой ум голова". Все, что следует "сродности", есть "плодоносный сад". "Нещастие" же происходит от желания "входить в несродную стать". Это мышление предшествует славянофилам и евразийцам.

О влиянии на Григория Сковороду античной философии пишут много и верно. Но когда к Платону прибавляют стоиков, свидетельствуют о полном непонимании: стоики — космополиты, что с учением о сродности несоотносимо. Скорее надо говорить о "философе земли" Ксенофане Колофонском (VI-V вв. до РХ), тоже, как и Сковорода, ведшем жизнь странствующего поэта, учившем о разности "богов" разных стран и земель.



Евгений Головин когда-то заметил, что идею "сродности" Сковорода обосновывал так: в герметическом зодиаке Восток соответствует "Деве", Запад — "Рыбам". Продолжая эту мысль, назовем Сковороду в ряду предшественников геополитики как науки. Ведь это — "Суша и Море". Более того, здесь укоренены предположения того же Александра Дугина о возможности "различных логосов" в связи с тем, что "деконструкцию следует произвести по отношению к наблюдательному пункту" ("Ноомахия", М., 2014), и с нее-то, по Дугину, и должна начаться действительно русская философия. И Григорий Сковорода вновь оказывается у истока, у источника.



http://zavtra.ru/content/view/bitva-za-istoriyu-92/

Subscribe

  • Поэма

    ТОРЖЕСТВО ДИАЛЕКТИКИ ( ПОЭМА) окончание + + + Быленкова печатали все меньше Почета знак ? И с этим был обвал. Но почему ? ведь Арвид Яныч…

  • Поэма

    ТОРЖЕСТВО ДИАЛЕКТИКИ ПОЭМА Спросите хоть у старого эвенка, Хоть у младой китаянки Ван-Ван, Кем ьыл Владлен Васильнвч Быленков –…

  • СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНIЕ

    ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ ИЗЪ МЕРТВЫХЪ, СМЕРТI Ю НА СМЕРТЬ НАСТУПИ, И ГРОБНЫМЪ ЖИВОТЪ ДАРОВА

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Поэма

    ТОРЖЕСТВО ДИАЛЕКТИКИ ( ПОЭМА) окончание + + + Быленкова печатали все меньше Почета знак ? И с этим был обвал. Но почему ? ведь Арвид Яныч…

  • Поэма

    ТОРЖЕСТВО ДИАЛЕКТИКИ ПОЭМА Спросите хоть у старого эвенка, Хоть у младой китаянки Ван-Ван, Кем ьыл Владлен Васильнвч Быленков –…

  • СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНIЕ

    ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ ИЗЪ МЕРТВЫХЪ, СМЕРТI Ю НА СМЕРТЬ НАСТУПИ, И ГРОБНЫМЪ ЖИВОТЪ ДАРОВА