ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ (karpets) wrote,
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ
karpets

Моя колонка в "Завтра"

«Битва за историю»

ЗАБЫТОЕ О СТАРООБРЯДЧЕСТВЕ

Вышедшее недавно полное издание фундаментального труда Сергея Александровича Зеньковского (1907 - 1990) «Русское старообрядчество» в двух томах ( составитель Г.М.Прохоров, изд-во «Квадрига» ) содержит наиболее полный авторский его текст. Впервые книга появилась в 1970 г. в Мюнхене, в 1991 г. репринтное издание вышло в Москве. Как сказано в издательской аннотации, «вторую часть исследования (XVIII- XIX вв) автор не успел доработать до конца, но в целом она была им полностью продумана. Выполняя желание автора и волю его вдовы, мы публикуем оба тома в одной книге, причем вторая часть издается в России впервые». Это тем более важно, что она во многом посвящена такому сложному и очень по-разному толкуемому вопросу, как взаимоотношениям старообрядчества и «освободительного движения».

Эмигрант «первой волны» после 1949 г. живий в в США и занимавший должности в американских университетах , и даже( в1982- 1985 гг.) занимавший высокую должность при Центре международных исследований имени Вудро Вильсона в Вашингтоне), Зеньковский выражался предельно «политкорректно», соблюдая правила «либерального этикета», но при этом умело доводил до читателя исторические линии: «В решающей схватке с революционным радикализмом власть осталась без опоры. Европеизированные высшие круги разложились экономически, социально и политически<…> Власть, пожертвовавшая в XVII веке идеологией и традицией Москвы, осталась в ХХ веке без защиты от нападения наиболее радикальных носителей западных идей. Духовный кризис XVII века привел государство в ХХ веке к катастрофе».

Считаясь с либеральной «традицией», Зеньковский возлагает именно на «власть» большую долю «вины» за такое положение. В этом смысле он «традиционно» уделяет много внимания антистарообрядческой политике времен Николая I, преуменьшая роль единоверческих инициатив Екатерины II и Императора Павла, фактически синодальным духовенством, как сегодня бы сказали, «слитых» : в своей знаменитой речи в Сенате Екатерина, по сути, повелела всеобдержно употреблять двуперстие, а в первых редакциях павловского Именного Указа 1798 г. и положения о Единоверии 1800 г. содержались пункты о единоверческих епископах и свободном взаимном причащении, вычеркнутые митрополитом Платоном. Также Зеньковский говорит, что большинство старообрядцев в начале ХХ в. были либералами, что тоже не так: коренная старообрядческая «толща» во главе со знаменитым Николой Бугровым («беглопоповцем») поддерживала Союз русского народа. Но многие приводимые Зеньковским факты противоречат его же «политкорректности», и это главное.

Речь идет о том, что утверждение Белокриницкой иерархии в 1846 году ( через Босно-Сараевского митрополита Амвросия) произошло во многом усилиями революционера Михаила Чайковского ( он принял Ислам с именем Садык-паши), стремившегося к объединению Польши и Кавказа в борьбе против России. На самом деле именно вслед за этим последовали «николаевские гонения». Сами же старообрядцы, как мирские, так и духовные, в массе своей вовсе не стремились к союзу с «освободительным движением».Участвовавший в переговорах инок Павел сразу же отписал в Москву: «Но я хощу открыть вам ужасное ожидание о великой конституции:…если услышите «Конституция», бойтесь яко некоего кровожадного губителя». Однако «лондонский центр» ( в лице Герцена, его сотрудника В.И.Кельсиева и того же Чайковского) уже при Александре Втором вновь начал с новою силой разыгрывать «старообрядческую карту». Наряду с печатанием книг для старообрядцев и распространения слухов о грядущем строительстве собора в Лондоне, центр развернул проповедь против монархии, «чтобы судился, и расправлялся, и подати раскладывл народ сам собой».Но, как пишет Зеньковский, «медовый месяц эмигрантско-старообрядческого романа длился всего лишь шесть недель». Белокриницкий епископ Коломенский Пафнутий сразу же сказал Герцену: «Вы хотите напустить на Россию шайку разбойников <…> Неужели вы думаете и в самом деле, что без Царя может существовать Россия?» Аналогично высказался и федосеевский наставник Павел Прусский, вскоре перешедший в Единоверие. Начало польского бунта окончательно решила судьбу «переговоров». Белокриницкий митрополит Кирил прямо призвал свою паству быть верной Царю и «от всех врагов его и изменников бегать, якоже от мятежных крамольников Поляков, тако наипаче от злокозненных безбожников, гнездящихся в Лондоне»… Хотя Чайковский – уже из турецкого Константинополя – продолжал готовить общее восстание поляков, кавказцев и старообрядцев, на старообрядцах лондонский центр «прокололся». Вскоре началось отторжение Рогожской общины уже и от «австрийского центра», тем более, что Александр II в последний год жизни рассматривал вопрос о признании старообрядческой митрополии. А Рябушинские, Гучковы и иные были связаны с революцией более по финансовой или масонской линиям.

Вторая часть книги Зеньковского, открывая малоизученные или замалчиваемые страницы истории, показывает нам истинную позицию коренного старообрядчества в отношении монархии и революции, тем самым объективно опровергая как позднейшую легенду о «мести Романовым», так и рассуждения о «христианской демократии» в духе епископа Михаила ( Семенова) как плоды или Серебряного века, или же просто сегодняшнего интеллигентского неофитства.               

Subscribe

  • Поэма

    ТОРЖЕСТВО ДИАЛЕКТИКИ ( ПОЭМА) окончание + + + Быленкова печатали все меньше Почета знак ? И с этим был обвал. Но почему ? ведь Арвид Яныч…

  • Поэма

    ТОРЖЕСТВО ДИАЛЕКТИКИ ПОЭМА Спросите хоть у старого эвенка, Хоть у младой китаянки Ван-Ван, Кем ьыл Владлен Васильнвч Быленков –…

  • СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНIЕ

    ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ ИЗЪ МЕРТВЫХЪ, СМЕРТI Ю НА СМЕРТЬ НАСТУПИ, И ГРОБНЫМЪ ЖИВОТЪ ДАРОВА

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments