?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 July 2013 @ 07:06 pm
Моя колонка в "Завтра"  

«Битва за историю»

ЗАБЫТОЕ О СТАРООБРЯДЧЕСТВЕ

Вышедшее недавно полное издание фундаментального труда Сергея Александровича Зеньковского (1907 - 1990) «Русское старообрядчество» в двух томах ( составитель Г.М.Прохоров, изд-во «Квадрига» ) содержит наиболее полный авторский его текст. Впервые книга появилась в 1970 г. в Мюнхене, в 1991 г. репринтное издание вышло в Москве. Как сказано в издательской аннотации, «вторую часть исследования (XVIII- XIX вв) автор не успел доработать до конца, но в целом она была им полностью продумана. Выполняя желание автора и волю его вдовы, мы публикуем оба тома в одной книге, причем вторая часть издается в России впервые». Это тем более важно, что она во многом посвящена такому сложному и очень по-разному толкуемому вопросу, как взаимоотношениям старообрядчества и «освободительного движения».

Эмигрант «первой волны» после 1949 г. живий в в США и занимавший должности в американских университетах , и даже( в1982- 1985 гг.) занимавший высокую должность при Центре международных исследований имени Вудро Вильсона в Вашингтоне), Зеньковский выражался предельно «политкорректно», соблюдая правила «либерального этикета», но при этом умело доводил до читателя исторические линии: «В решающей схватке с революционным радикализмом власть осталась без опоры. Европеизированные высшие круги разложились экономически, социально и политически<…> Власть, пожертвовавшая в XVII веке идеологией и традицией Москвы, осталась в ХХ веке без защиты от нападения наиболее радикальных носителей западных идей. Духовный кризис XVII века привел государство в ХХ веке к катастрофе».

Считаясь с либеральной «традицией», Зеньковский возлагает именно на «власть» большую долю «вины» за такое положение. В этом смысле он «традиционно» уделяет много внимания антистарообрядческой политике времен Николая I, преуменьшая роль единоверческих инициатив Екатерины II и Императора Павла, фактически синодальным духовенством, как сегодня бы сказали, «слитых» : в своей знаменитой речи в Сенате Екатерина, по сути, повелела всеобдержно употреблять двуперстие, а в первых редакциях павловского Именного Указа 1798 г. и положения о Единоверии 1800 г. содержались пункты о единоверческих епископах и свободном взаимном причащении, вычеркнутые митрополитом Платоном. Также Зеньковский говорит, что большинство старообрядцев в начале ХХ в. были либералами, что тоже не так: коренная старообрядческая «толща» во главе со знаменитым Николой Бугровым («беглопоповцем») поддерживала Союз русского народа. Но многие приводимые Зеньковским факты противоречат его же «политкорректности», и это главное.

Речь идет о том, что утверждение Белокриницкой иерархии в 1846 году ( через Босно-Сараевского митрополита Амвросия) произошло во многом усилиями революционера Михаила Чайковского ( он принял Ислам с именем Садык-паши), стремившегося к объединению Польши и Кавказа в борьбе против России. На самом деле именно вслед за этим последовали «николаевские гонения». Сами же старообрядцы, как мирские, так и духовные, в массе своей вовсе не стремились к союзу с «освободительным движением».Участвовавший в переговорах инок Павел сразу же отписал в Москву: «Но я хощу открыть вам ужасное ожидание о великой конституции:…если услышите «Конституция», бойтесь яко некоего кровожадного губителя». Однако «лондонский центр» ( в лице Герцена, его сотрудника В.И.Кельсиева и того же Чайковского) уже при Александре Втором вновь начал с новою силой разыгрывать «старообрядческую карту». Наряду с печатанием книг для старообрядцев и распространения слухов о грядущем строительстве собора в Лондоне, центр развернул проповедь против монархии, «чтобы судился, и расправлялся, и подати раскладывл народ сам собой».Но, как пишет Зеньковский, «медовый месяц эмигрантско-старообрядческого романа длился всего лишь шесть недель». Белокриницкий епископ Коломенский Пафнутий сразу же сказал Герцену: «Вы хотите напустить на Россию шайку разбойников <…> Неужели вы думаете и в самом деле, что без Царя может существовать Россия?» Аналогично высказался и федосеевский наставник Павел Прусский, вскоре перешедший в Единоверие. Начало польского бунта окончательно решила судьбу «переговоров». Белокриницкий митрополит Кирил прямо призвал свою паству быть верной Царю и «от всех врагов его и изменников бегать, якоже от мятежных крамольников Поляков, тако наипаче от злокозненных безбожников, гнездящихся в Лондоне»… Хотя Чайковский – уже из турецкого Константинополя – продолжал готовить общее восстание поляков, кавказцев и старообрядцев, на старообрядцах лондонский центр «прокололся». Вскоре началось отторжение Рогожской общины уже и от «австрийского центра», тем более, что Александр II в последний год жизни рассматривал вопрос о признании старообрядческой митрополии. А Рябушинские, Гучковы и иные были связаны с революцией более по финансовой или масонской линиям.

Вторая часть книги Зеньковского, открывая малоизученные или замалчиваемые страницы истории, показывает нам истинную позицию коренного старообрядчества в отношении монархии и революции, тем самым объективно опровергая как позднейшую легенду о «мести Романовым», так и рассуждения о «христианской демократии» в духе епископа Михаила ( Семенова) как плоды или Серебряного века, или же просто сегодняшнего интеллигентского неофитства.               

 
 
 
khebeb: pic#75767839khebeb on July 24th, 2013 03:29 pm (UTC)
в своей знаменитой речи в Сенате Екатерина - речь фэйковая, хотя политика Екатерины была похоже на то, что в речи описывается
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦkarpets on July 24th, 2013 03:47 pm (UTC)
Отца Иоанна Верховского в подделках обвинять трудно. Да и типографию Рябушинского тоже ( при всем моем отрицательном отношении к клану Рябушинских)
khebebkhebeb on July 24th, 2013 03:49 pm (UTC)
может, и не Верховский, но речь - в третьем лице (т.е. пересказ), что немыслимо для официального делопроизводства (прямо как изложение закрытого постановления ЦК КПСС), никаких кодификационных номеров и т.п.
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦkarpets on July 24th, 2013 03:54 pm (UTC)
= немыслимо для официального делопроизводства (прямо как изложение закрытого постановления ЦК КПСС), никаких кодификационных номеров и т.п. =

Так постарались (((

Кстати, было издано в Италии еще при жизни Екатерины.
khebebkhebeb on July 24th, 2013 03:55 pm (UTC)
при жизни Екатерины и Италии-то никакой еще не было.
А какие выходные данные итальянского текста?
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦkarpets on July 24th, 2013 04:21 pm (UTC)
Да, конечно, простите. Конечно. Имел в виду венецианскую типографию.
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦkarpets on July 24th, 2013 04:22 pm (UTC)
Про текс не помню точно Подниму свой архив, Вам отпишу.
khebebkhebeb on July 24th, 2013 04:25 pm (UTC)
Буду премного благодарен - очень интересно